Бордюрный камень

Камень бордюрный используется при изготовлении дорожных покрытий в качестве материала, отделяющего основные элементы дорожного полотна друг от друга. Он защищает кромку дорожного покрытия от разрушающих воздействий и способствует укреплению основной части полотна и продлению срока его эксплуатации. Кроме того, он выполняет декоративные функции, а также может служить обозначением начала и конца определенной дорожной зоны.

Достоинствами этого строительного материала являются прочность и долговечность при относительно невысокой стоимости, а также универсальность: благодаря своим эстетическим характеристикам и возможности выбора цветовых решений он может гармонично и естественно вписываться в любой дизайнерский проект.

 Область применения бордюров достаточно широка: его используют на дорогах, в парках, скверах, загородных участках.

В зависимости от применения бордюры делят на следующие типы:

- Для дорожного строительства. Используются в качестве укрепления и ограждения проезжей части от газона, от остановочной площадки или от тротуара; для обустройства заездов и автостоянок, также могут служить в качестве водоотвода - для сооружения направляющих водяных стоков с дороги. Разновидностью дорожных бордюров являются магистральные бордюры, которые используются на магистралях и трассах большой протяженности. Дорожные бордюры характеризуются повышенным уровнем прочности.

- Для благоустройства территорий (так называемые тротуарные или садовые бордюры). Используются для художественного оформления как всей площади, так и отдельных элементов ландшафта (например, ограждение клумб), для зонирования территории как в городском строительстве, так и на садовом участке. Поскольку основная их функция – декоративная, имеют достаточно широкий спектр цветовых вариаций.

Область использования бордюрного камня обуславливает его эксплуатационные характеристики, ведь он постоянно подвергается высоким интенсивным нагрузкам. Поэтому главным требованием к материалу изготовления является долговечность и устойчивость к механическим нагрузкам.

 ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые" - регламентирует следующие технические характеристики бортовых камней в зависимости от марки:

 - класс бетона в зависимости от прочности на растяжение при сгибе; 

- класс бетона в зависимости от прочности на сжатие; 
- прочность и трещиностойкость; 
- водопоглащение; 
- морозостойкость.

Бортовые камни могут изготавливаться из мелкозернистого или тяжелого бетонов. Практическая прочность бетона в зависимости от гостируемых показателей должна определяться в соответствии с ГОСТ 18105. При этом для длины бордюра 1,0 м из мелкозернистого бетона рекомендуется применять технологию вибропрессования. Бордюры длиной 3,0 и 6,0 м делают из тяжелого бетона с применением армирования. 

Бордюры и камни бортовые маркируют в соответствии с ГОСТ 6665-91 по схеме:

ХХ 1. 2. 3. 4

где ХХ – обозначение типа камня; 1 – цифра, обозначающая длину (см); 2 - цифра, обозначающая высоту (см); 3 - цифра, обозначающая ширину (см); 4 – радиус кривизны (может отсутствовать). Кроме того через знак тире может быть указан класс напрягаемой арматуры.

По типу бортовые камни делят на:

- БР - прямые рядовые; 

- БУ - прямые с уширением; 
- БУП - прямые с прерывистым уширением; 
- БВ - въездные; 
- БЛ - прямые с лотком; 
- БК - криволинейные.

Тип, размеры и форма бордюра определяют область его использования.

Если говорить о стоимости бордюрного камня, то она зависит от технических характеристик и его назначения. Соответственно, тротуарные бордюры являются более экономичными при достаточной прочности и долговечности, что делает их применение универсальным.